Имя Жоржа Бормана хорошо известно жителям Харькова благодаря его фабрике и магазину, где и сейчас продаются сладости. А знаете ли вы, что Жорж Борман был фармацевтом, а его кондитерская фабрика работала по законам аптеки?
Жорж Борман родился в семье немецких эмигрантов. Его отец – известный петербургский фармацевт Николай Борман – владел сетью из нескольких достаточно крупных аптек. Вполне понятно, что детство его единственного сына проходило среди мензурок, таблеток и пациентов. В юные годы Жорж, он же Григорий, активно помогал отцу вести аптекарский бизнес, что было весьма ответственным делом, поскольку папины лекарства отличались высоким качеством и пользовались спросом. Поэтому, когда пришло время выбирать профессию, Григорий поступил на естественное отделение Санкт-Петербургского университета. Парень отлично учился и буквально бредил фармацевтикой, считая ее главной среди наук. Именно поэтому искал ее «следы» в любой человеческой деятельности.
В студенческие годы Григорий Борман ради интереса подрабатывал продавцом в кондитерском магазине – ему было интересно наблюдать, как делаются сладости и ... проводить параллели с производством таблеток, капель и мазей. Вы думаете, их немного? А вот Григорий как раз был уверен в обратном, поэтому с присущей ему серьезностью изучал альтернативное производство. И доизучался. Владельцев лавки, бездетную пожилую пару, настолько тронул серьезный подход и заинтересованность продавца сладостей, что они ... решили подарить магазин Григорию.
Что оставалось двадцатипятилетнему фармацевту? Увековечить свое имя в названии магазина, а затем – и в названии фабрики: логотип «Жорж Борман» скоро станет гарантом качества, как в свое время создаваемые его отцом таблетки. Две большие буквы ЖБ на фоне стилизованного изображения печати из красного сургуча – товарный знак всегда находился в центре, иногда закрывая собой изображение государственного герба и многочисленных медалей международных и всеукраинских выставок. У фармацевтов, как вы знаете, ответственность за результат своей работы в крови.
Первый вопрос, который возник у вчерашнего провизора: чем удивить, не нанося вреда здоровью? Ну, конечно же шоколадом! Однако не простым, а приготовленным на глазах у изумленных покупателей (привет, экстемпоральное производство!). И тут знания, полученные при изучении фармации, пригодились для того, чтобы создать шоколад с уникальным вкусом. (Интересно, писал ли Жорж его рецепт – по привычке?). Из аптечного дела «списаны» не только технологии изготовления, но и варианты хранения готовой продукции.
А еще – правила антисептики, ведь фармацевт Жорж Борман очень хорошо знал, к каким болезням приводит антисанитария. Во всех цехах фабрики Григорий Борман требовал соблюдения почти стерильной чистоты – как в аптеке, а работников обязывал носить белые халаты. За появление на рабочем месте без халата или за неудовлетворительный внешний вид рабочего строго наказывали – вплоть до увольнения.
Любовь к красивым баночкам у женщин в крови, а именно они чаще всего (как и в аптеке!) покупали продукцию под брендом «ЖБ». И было бы большой ошибкой этим не воспользоваться для продвижения своей продукции. Маркетинг в чистом виде: понимая, что в жестяных банках из-под конфет хозяйки потом будут хранить различную бакалею, начали выпускать «полезные» емкости «Смесь для хозяек», «Барышня», «Рис», «Кофе», «Сахар». Ну, сначала в них конечно хранились конфеты и печенье с одноименными названиями, но это же временно!
На этом гениальные маркетинговые идеи у Жоржа-Георгия не закончились. Если основными покупателями были женщины, то основными потребителями сладкой продукции, разумеется, дети. Поэтому в коробках с зефиром и конфетами их ждали заготовки для оригами с подробной инструкцией. Для сладкоежек постарше, которые уже научились читать, коробочки с монпансье украшали портреты Пушкина, Достоевского, Толстого, а также цитаты из их произведений. Так родились тематические серии шоколада «Географический атлас», «Коллекция жуков», «Народы Сибири». На обертках шоколадок из серии «Детский волшебник» детей учили делать разные опыты. Интересно, сколько из них потом пошли в провизоры?
За короткое время производство, которое начиналось с одной ручной машины для изготовления шоколада, вошло в ТОП-10 самых крупных и известных в Российской империи. Оказалось, что вчерашний фармацевт прекрасно справляется и с финансовыми вопросами!
В 1866 году Жорж Борман покупает шоколадную фабрику в кондитера Генриха Пфейфера. А уже в 1870 году продукция, маркированная буквами «ЖБ», завоевывает бронзовую медаль. Впрочем, это было только начало. Всего лишь за шесть лет, в 1876 году, Григорий Николаевич первым в области получит звание «Поставщик Двора Его Императорского Величества». Еще через два года, на Всемирной выставке в Париже, качество изделий, выпускаемых фирмой «Жорж Борман», будет подтверждено золотой медалью.
Григорий Николаевич Борман умер 25 декабря 1918 в Харькове, на 82-м году жизни. Жалел ли выпускник Санкт-Петербургского университета, что вместо аптеки посвятил свою жизнь производству сладостей? Вряд ли мы узнаем об этом. А вот то, что этот бизнес никогда не был бы таким успешным, если бы не строился по законам аптечного дела, современные бизнес-гуру уже признали. И взяли этот рецепт на вооружение.
Мы публикуем достоверную и актуальную информацию на сайте (инструкции, описания, статьи). Но даже тщательное изучение инструкции не является поводом заменить визит к врачу самолечением. Администрация сайта apteka911.ua не несет ответственности за возможные последствия, возникшие в результате использования информации на сайте. Помните, что CАМОЛЕЧЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРЕДНЫМ ДЛЯ ВАШЕГО ЗДОРОВЬЯ.
ВНИМАНИЕ! Цены актуальны только при оформлении заказа в электронной медицинской информационной системе Аптека 9-1-1. Цены на товары при покупке непосредственно в аптечных заведениях-партнерах могут отличаться от указанных на сайте!
{{docMaster.documentName}}
{{docVisa.documentName}}